Шарова Татьяна Валериевна Подписан: Шарова Татьяна Валериевна DN: C=RU, S=Свердловская область, L=Артемовский, T=Исполняющий обязанности директора, O=" МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2""", СНИЛС=02622703619, ИНН=660201268757, E=shkola2art@mail.ru, G=Татьяна Валериевна, SN=Шарова, CN=Шарова Татьяна Валериевна Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: место подписания Дата: 2024-08-30 13:45:03 Foxit Reader Версия: 9.7.0 Пояснительная записка к учебному плану по реализации Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 6.3. Учебный план является нормативным документом по введению и реализации ФГОС, определяет общий объем учебной нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки учащихся, состав и структуру обязательных учебных предметов и коррекционно-развивающих областей, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам. Учебный план МБОУ «СОШ №2» разработан на основании следующих нормативноправовых документов, обеспечивающих реализацию прав детей с особыми образовательными потребностями на получение специального (коррекционного) обучения: - Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599; - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" - Приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"; - Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»; - Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил СП 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» Учебный план составлен в соответствии с Примерными адаптированными основными общеобразовательными программами образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), НОДА, размещенными на сайте http://www.fgosreestr.ru/node/440). Режим работы Учреждения: Начало учебного года - 1 сентября. Продолжительность учебного года в первом классе — 33 недели, во втором - четвертом классах- 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для учащихся 1-х классов устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы (февраль). Режим работы для учащихся 1-9 классов составляет 5 дней. В соответствии с СанПиН для 2 учащихся 1-х классов организован ступенчатый режим: сентябрь - октябрь - 3 урока в день по 35 минут, ноябрь - декабрь - 4 урока по 35 минут, январь - май - 4 урока по 40 минут. В дни, свободные от уроков физической культуры и ритмики, на 3 или 4 уроке проводятся динамические паузы. Учебный план МБОУ «СОШ №2» фиксирует максимальный объём недельной образовательной нагрузки учащихся. Структура учебного плана и содержание образовательных областей в учебном плане Организация учебного процесса учащихся 1-10 классов в рамках пятидневной учебной недели исключает вариативную часть учебного плана. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы в образовательном учреждении, реализующем адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и учебное время, отводимое на их изучение. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): — Формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; — Формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; — Формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Учебные предметы обязательной части в учебном плане представлены в полном объеме с соблюдением недельной часовой нагрузки по каждому предмету. Образовательная область Язык и речевая практика представлена предметами «Русский язык», «Чтение», «Речевая практика». Изучение образовательной области направлено на решение следующих задач: — Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание); — Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативноречевых навыков; — Овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач; — Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности; — Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию; — Развитие навыков устной коммуникации; — Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.. Русский язык. Изучение начинается с обучения грамоте. Изучение русского языка направлено на формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний. Использование письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач. Чтение (Литературное чтение). Учебный предмет направлен на осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений. Речевая практика направлена на расширение представлений об окружающей 3 действительности. Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие навыков связной устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения. Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета. Образовательная область «Математика» представлена предметом «Математика». Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками. Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются: — формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач; — коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей; — формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль. Образовательная область «Естествознание» представлена предметами «Мир природы и человека», «Природоведение», «Биология», «География». Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром. Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека. Образовательная область «Искусство» представлена предметами «музыка» и «рисование». Музыка — учебный предмет, предназначенный для формирования у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности. Цель — приобщение к музыкальной культуре учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры. Задачи учебного предмета «Музыка»: — накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями). — приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др. — развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности. — формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника. — развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся. 4 Рисование. Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни. Коррекция недостатков психического и физического развития учащихся на уроках изобразительного искусства заключается в коррекции познавательной деятельности, ручной моторики, улучшения зрительно-двигательной координации, развитии аналитических способностей, зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения. Образовательная область «Физическая культура» (Адаптивная физическая культура) представлена предметом «Физическая культура». Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации. Образовательная область «Технология» представлена предметом «Ручной труд». Основная цель изучения предмета «Ручной труд» заключается во всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности. Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает коррекцию познавательной деятельности учащихся, ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации, развитие аналитикосинтетической деятельности. Коррекционно-развивающая область представлена коррекционными занятиями, которые включают логопедические и психокоррекционные занятия и ритмикой. Логопедические занятия. Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), дсвязной речи; формировании навыков вербальной коммуникации. Психокоррекционные занятия. Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с учащимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения. Предмет Ритмика. Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности ребенка в процессе восприятия музыки. На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Формы промежуточной аттестации. В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты. Личностные результаты включают овладение учащимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных 5 средах. Предметные результаты связаны с овладением учащимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения учащихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Во время обучения в первом классе центральным результатом обучения является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. При этом не является принципиально важным, насколько учащийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. Поэтому на данном этапе обучения исключается система балльного (отметочного) оценивания. Результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы оцениваются в течение всего учебного года. Индивидуальные показатели образовательных достижений учащихся регистрируются в Картах оценки предметных результатов освоения АООП, разработанных Учреждением и принятых методическим советом. Оценивание в 1- 2 (1 полугодие) классах проводится по 10 бальной шкале. В конце учебного года проводится мониторинг образовательных достижений учащихся. Со 2 полугодия 2 класса вводится 5 бальная система оценки Учащиеся по итогам учебного года при успешном освоении адаптированной основной общеобразовательной программы, по решению педагогического совета, переводятся в следующий класс. Учебный план по реализации Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 6.3. Учебный план АООП начального общего образования обучающихся с НОДА с интеллектуальными нарушениями (вариант 6.3) недельный Количество часов в неделю Предметн Учебные предметы ые II IV III Под I Всего области гот. Обязательная часть Язык и 4 Русский язык 4 4 4 4 20 речеваяпрактика 4 Чтение 4 4 4 4 20 а ание Математик Естествозн Речевая практика Математика природы Мир человека Музыка Искусство Рисование Технология Технология Физическая Адаптивная культура физическая культура Итого: и 1 4 1 4 1 4 1 4 4 5 20 1 1 2 2 2 8 1 1 1 3 1 1 1 3 1 1 2 3 1 1 2 3 1 1 2 5 5 8 15 20 22 22 20 6 1 3 22 106 Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса при 5-дневной неделе Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе Внеурочная деятельность 1 1 1 21 21 23 23 10 10 коррекционно-развивающая работа: индивидуальные и коррекционноразвивающие занятия Всего к финансированию 1 групповые 10 5 23 111 10 10 50 5 5 5 5 25 5 5 5 5 25 31 31 33 33 33 Недельный учебный план по реализации Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 6.3. Учебный план АООП основного общего образования обучающихся с НОДА с интеллектуальными нарушениями(вариант 6.3) недельный Предметные Учебные предметы Количество часов области Классы V VI VII IX Всего VIII Обязательная часть 1.Язык практика иречевая 2.Математика 3.Естествознание Русский язык 4 4 4 4 4 20 Чтение (Литературно е чтение) 4 4 4 4 4 20 Математика 4 4 3 3 3 17 Информатика - - 1 1 1 3 Природоведение 2 2 - - - 4 Биология - - 2 2 2 6 7 161 География - 2 2 2 2 8 Мир истории - 2 - - - 2 История отечества Основы социальной жизни - - 2 2 2 6 2 2 2 2 2 10 Музыка 1 - - - - 1 Рисование 2 - - - - 2 Профильный 6 6 7 7 7 33 2 2 2 2 2 10 27 28 29 29 29 142 Часть, формируемая участниками образовательных отношений при 5дневнойнеделе 2 2 1 1 1 Адаптивная физическая культура 1 1 1 4.Человек И общество и 5. Искусство 6. Технология 7. Физическая культура Итого: труд Адаптивная физическая культура Практикум по информатике 3 1 1 Практикум по развитию речи 1 1 коррекционно-развивающая работа(индивидуальные и групповые коррекционноразвивающие занятия) Педагог- психолог Учитель логопед 4 4 4 4 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Предельно допустимая аудиторнаяучебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе Внеурочная деятельность: 34 33 34 7 34 34 2 20 10 10 169 2 2 2 2 2 10 Разговоры о важном 1 1 1 1 1 5 Россия- мои горизонты 1 1 1 1 1 1 Организация промежуточной аттестации Промежуточная аттестация по итогам года проводится до 31 мая в соответствии с графиком оценочных процедур. 8