«СОШ №2»
Ф. Шмидт
06.07.2017г.
Положение о школьной библиотеке
МБОУ «СОШ №2» г. Артемовского.
1. Общие положения
1.1.
Библиотека
является
структурным
подразделением
образовательного
учреждения, участвующим в учебно-воспитательном
процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса
на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
1.2. Деятельность
библиотеки
отражается
в Уставе
школы.
Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными
документами учитывается при лицензировании школы.
1.3. Цели работы библиотеки
соотносятся с целями работы
общеобразовательного учреждения:
S формирование общей культуры личности обучающихся на основе
усвоения
обязательного
минимума
содержания
общеобразовательных программ;
S адаптация учащихся к жизни в обществе, создание основы
для осознанного
выбора
и последующего
освоения
профессиональных образовательных программ;
■S воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам
и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине,
семье, формирование здорового образа жизни.
1.4. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации
и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями
соответствующего органа управления образования, Уставом школы,
положением о библиотеке, утвержденным директором школы.
Принимает меры по защите ребенка от информации, пропаганды и
агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному
развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной
нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от
пропаганды социального, расового, национального и религиозного
неравенства, от информации порнографического характера, от информации,
пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от
распространения
печатной
продукции,
аудио
и
видеопродукции,
1
пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию,
антиобщественное поведение, в том числе и экстремисткой литературы
включенной
в
федеральный
список
экстремистских
материалов
http://minjust.ru/nko/fedspisok/» с ежемесячной периодичности сверки и
изъятия из библиотечного фонда, если таковые имеются.
1.5. Деятельность библиотеки основывается па принципах демократии,
гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей,
гражданственности, свободного развития личности.
1.6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных
услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке
школы
и Правилами
пользования
библиотекой,
утвержденными
руководителем школы.
1.7.
Общеобразовательное
учреждение
несет
ответственность
за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания
библиотеки.
1.8. Организация обслуживания участников образовательного процесса
производится
в соответствии
с правилами
техники
безопасности
и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
2. Основные задачи
2.1. Основными задачами библиотеки являются:
а) обеспечение участников образовательного процесса - обучающихся,
педагогических работников, родителей (иных законных представителей
обучающихся) (далее — пользователей) — доступа к информации, знаниям,
идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно
информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных
носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);
магнитном (фонд
видеокассет); цифровом (CD и DVD диски);
коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь
в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе
внедрения новых информационных технологий и компьютеризации
библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной
библиотечной среды.
3. Основные функции
Для реализации основных задач библиотека:
а)
формирует
фонд
библиотечно-информационных
общеобразовательного учреждения:
ресурсов
2
S комплектует универсальный фонд учебными, художественными,
научными, справочными, педагогическими и научно-популярными
документами на традиционных и нетрадиционных носителях
информации;
S пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет,
базами и банками данных других учреждений и организаций;
S аккумулирует
фонд
документов,
создаваемых
в общеобразовательном
учреждении
(публикаций
и работ
педагогов общеобразовательного учреждения, лучших научных
работ и рефератов обучающихся и др.);
S осуществляет
размещение,
организацию
и сохранность
документов;
б) создает информационную продукцию:
S осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
^ организует
и ведет справочно-библиографический
аппарат:
каталоги
(алфавитный,
систематический),
картотеки
(систематическую картотеку статей, тематические картотеки);
•S разрабатывает рекомендательные библиографические пособия
(списки, обзоры, указатели и т.п.);
S обеспечивает информирование пользователей об информационной
продукции;
в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание обучающихся:
S предоставляет информационные ресурсы на различных носителях
на основе
изучения
их интересов
и информационных
потребностей;
S создает условия для реализации самостоятельности в обучении,
познавательной,
творческой
деятельности
с опорой
на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения;
•S организует обучение навыкам независимого библиотечного
пользователя и потребителя информации, содействует интеграции
комплекса знаний,
умений и навыков работы с книгой
и информацией;
*
S оказывает
информационную поддержку в решении задач,
возникающих в процессе их учебной,
самообразовательной
и досуговой деятельности;
S организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие
общей, и читательской культуры личности, содействует развитию
критического мышления;
S содействует членам педагогического коллектива и администрации
учреждения в организации образовательного процесса и досуга
обучающихся (просмотр видеофильмов, CD-дисков, презентации
развивающих компьютерных игр);
г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников:
3
S выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы,
связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
S выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы
в области педагогических инноваций и новых технологий;
S содействует
профессиональной
компетенции,
повышению
квалификации, проведению аттестации;
S создает банк педагогической информации как основы единой
информационной службы общеобразовательного учреждения,
осуществляет
накопление,
систематизацию
информации
по предметам, разделам и темам;
S организует доступ к банку педагогической информации на любых
носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий;
S осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры
новых поступлений и публикаций), информирование руководства
общеобразовательного учреждения по вопросам управления
образовательным процессом;
S поддерживает деятельность педагогических работников в области
создания информационных продуктов (документов, баз данных,
Web-страниц и т.п.);
S способствует
проведению
занятий
по формированию
информационной культуры; является базой для проведения
практических занятий по работе с информационными ресурсами;
д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
S удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых
поступлениях в библиотеку;
S консультирует по вопросам организации семейного чтения,
знакомит с информацией по воспитанию детей;
S консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
е) популяризация литературы с помощью индивидуальных, групповых и
массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров,
читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.).
4 . Организация деятельности библиотеки
4.1. Структура библиотеки, помимо традиционных отделов (абонемент),
включает отделы учебников, информационно-библиографической работы,
множительную технику и др.
4.2. Библиотечно-информационное
обслуживание
осуществляется
на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным
и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом
работы библиотеки.
4.3. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях
информатизации
образования
и в пределах
средств,
выделяемых
учредителями, школа обеспечивает библиотеку:
4
•S гарантированным финансированием комплектования библиотечно
информационных ресурсов (в смете учреждения выводится
отдельно);
S необходимыми служебными и производственными помещениями
в соответствии
со структурой
библиотеки
и нормативами
по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие
высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно
активных
примесей или
электропроводящей
пыли)
и в соответствии с положениями СанПиН;
S современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной
и
копировально-множительной
техникой
и необходимыми
программными продуктами;
S ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования
библиотеки,
S библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
4.6. Общеобразовательное учреждение создает условия для сохранности
аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.
4.7. Ответственность за систематичность и качество комплектования
основного
фонда
библиотеки,
комплектование
учебного
фонда
в соответствии
с федеральными
перечнями
учебников,
создание
необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы
в соответствии с Уставом учреждения.
4.8. Режим работы библиотеки определяется
в соответствии
с правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения.
При определении
режима
работы
библиотеки
предусматривается выделение:
•S одного часа рабочего времени ежедневно на выполнение
внутрибиблиотечной работы;
^ одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание
пользователей не производится.
4.9. В
целях
обеспечения
рационального
использования
информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека
школы взаимодействует с городской библиотекой.
5. Управление. Штаты.
5.1. Управление
библиотекой
осуществляется
в соответствии
с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации и Уставом школы.
5.2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет
руководитель школы.
5.3. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой,
который несет ответственность в пределах своей компетенции перед
обществом и руководителем школы, обучающимися, их родителями (иными
законными представителями) за организацию и результаты деятельности
5
библиотеки
в соответствии
с функциональными
обязанностями,
предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором
и Уставом школы.
5.4. Заведующий библиотекой
назначается руководителем школы,
является членом педагогического коллектива.
5.5.Методическую помощь заведующему библиотекой оказывает
специалист информационного центра Управления образования.
5.6. Порядок комплектования штата библиотеки регламентируется
Уставом школы.
5.7. Работники библиотек могут осуществлять педагогическую
деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической
деятельности
осуществляется
работником
библиотеки
только
на добровольной основе.
5.8. Трудовые
отношения
работников
библиотеки
и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором,
условия которого не должны противоречить законодательству Российской
Федерации о труде.
6. Права и обязанности библиотеки
6.1. Работники библиотек имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно
информационного обслуживания образовательного и воспитательного
процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе школы
и положении о библиотеке;
б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки
и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной
культуры;
в) определять источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии
с инструкцией по учету библиотечного фонда;
д) участвовать в управлении общеобразовательным учреждением
в порядке, определяемом Уставом учреждения;
е) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней;
ж) быть представленными к различным формам поощрения, наградам
и знакам
отличия,
предусмотренным
для работников
образования
и культуры;
6.2. Работники библиотек обязаны:
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными
ресурсами библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой
услуг;
в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
6
г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными
перечнями учебных изданий, образовательными программами лицея,
интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;
д)
совершенствовать
информационно-библиографическое
и
библиотечное обслуживание пользователей;
е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;
ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями
пользователей и работой общеобразовательного учреждения;
з) отчитываться в установленном порядке перед руководителем
общеобразовательного учреждения;
и) повышать квалификацию.
7. Права и обязанности пользователей библиотеки
7.1. Пользователи библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале
печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники
информации;
д) продлевать срок пользования документами;
е) получать тематические, фактографические, уточняющие и
библиографические справки на основе фонда библиотеки;
ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на
нетрадиционных
носителях
при пользовании
электронным
и иным
оборудованием;
з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
и) обращаться. для разрешения конфликтной ситуации к руководителю
лицея.
^
7.2. Пользователи библиотеки обязаны:
а) соблюдать правила пользования библиотекой;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать,
не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным
документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе
библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только
в помещении библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при
обнаружении
проинформировать
об этом
работника
библиотеки.
7
I
Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет
последний пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный
документ (исключение - обучающиеся 1-4 классов);
ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными;
и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока
обучения или работы в общеобразовательном учреждении.
7.3. Порядок пользования библиотекой:
а) запись
обучающихся
общеобразовательного
учреждения
в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном
порядке, педагогических и иных работников общеобразовательного
учреждения, родителей (иных законных представителей) обучающихся —
по паспорту;
б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой,
является читательский формуляр;
в)
читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю
документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
7.4. Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий
не более двух документов одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами:
- учебники, учебные пособия — учебный год;
- научно-популярная, познавательная, художественная литература — 2
недели;
- периодические издания, издания повышенного спроса — 7 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами,
если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
7.5. Порядок пользования читальным залом:
а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не
выдаются;
ч
б) энциклопедии,
справочники,
редкие,
ценные
и имеющиеся
в единственном экземпляре документы выдаются только для работы
в читальном зале,
7.6. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
а) работа с компьютером участников образовательного процесса
производится по графику работы библиотеки;
б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более
двух человек одновременно;
в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем
информации после предварительного тестирования его работником
библиотеки;
8
Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет
последний пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный
документ (исключение - обучающиеся 1-4 классов);
ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными;
и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока
обучения или работы в общеобразовательном учреждении.
7.3. Порядок пользования библиотекой:
а) запись
обучающихся
общеобразовательного
учреждения
в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном
порядке, педагогических и иных работников общеобразовательного
учреждения, родителей (иных законных представителей) обучающихся —
по паспорту;
б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой,
является читательский формуляр;
в)
читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю
документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
7.4. Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий
не более двух документов одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами:
- учебники, учебные пособия — учебный год;
- научно-популярная, познавательная, художественная литература — 2
недели;
- периодические издания, издания повышенного спроса — 7 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами,
если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
7.5. Порядок пользования читальным залом:
а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не
выдаются;
^
б) энциклопедии,
справочники,
редкие,
ценные
и имеющиеся
в единственном экземпляре документы выдаются только для работы
в читальном зале,
7.6. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
а) работа с компьютером участников образовательного процесса
производится по графику работы библиотеки;
б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более
двух человек одновременно;
в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем
информации после предварительного тестирования его работником
библиотеки;
8
г) по всем вопросам поиска информации в сети Интернет пользователь
должен обращаться к работнику библиотеки; запрещается обращение
к ресурсам Интернет, предполагающим оплату;
д) работа с компьютером производится согласно
санитарногигиеническим требованиям.