Индивидуальный учебный план 2025-2026

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»

Индивидуальный
учебный план
на 2025 – 2026 учебный год

Пояснительная записка
к индивидуальному учебному плану
обучающегося 7Б класса МБОУ «СОШ №2» на 2025-2026 учебный год
(Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся
с нарушениями опорно-двигательного аппарата с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Учебный план определяет общий объем учебной нагрузки и максимальный объем аудиторной
нагрузки, состав и структуру обязательных учебных предметов и коррекционно-развивающих
областей, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам.
Учебный план МБОУ «СОШ №2» разработан на основании следующих нормативноправовых документов, обеспечивающих реализацию прав детей с особыми образовательными
потребностями на получение специального (коррекционного) обучения:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023 "Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026 "Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 N 115 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования";
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил СП 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»
Учебный план составлен в соответствии с Примерными адаптированными основными
общеобразовательными программами образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
НОДА.
Структура учебного плана и содержание образовательных областей в учебном плане
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы в образовательном учреждении,
реализующем адаптированную основную общеобразовательную программу образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и учебное время,
отводимое на их изучение.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями):
— Формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
— Формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

— Формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
Учебные предметы обязательной части в учебном плане представлены в полном объеме с
соблюдением недельной часовой нагрузки по каждому предмету.
Образовательная область Язык и речевая практика представлена предметами «Русский
язык», «Чтение», «Речевая практика».
Изучение образовательной области направлено на решение следующих задач:
— Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на
этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
— Формирование
первоначальных
«дограмматических»
понятий
и
развитие
коммуникативно - речевых навыков;
— Овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для
решения практико-ориентированных задач;
— Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
— Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для
понимания по структуре и содержанию;
— Развитие навыков устной коммуникации;
— Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности..
Русский язык. Изучение начинается с обучения грамоте.
Изучение русского языка направлено на формирование первоначальных навыков чтения и
письма в процессе овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о русском
(родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний. Использование письменной
коммуникации для решения практико-ориентированных задач.
Чтение (Литературное чтение). Учебный предмет направлен на осознание значения чтения для
решения социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства
прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных
жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по
содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков в
процессе чтения литературных произведений.
Речевая практика направлена на расширение представлений об окружающей
действительности. Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие
навыков связной устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в
различных ситуациях общения. Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение
нормами речевого этикета.
Образовательная область «Математика» представлена предметом «Математика».
Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к жизни в современном обществе и овладение
доступными профессионально-трудовыми навыками.
Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
—
формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения
учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие
способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
—
коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств, обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их
индивидуальных возможностей;
—
формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности,
настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений
планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и
самоконтроль.
Образовательная область «Естествознание» представлена предметами «Мир природы и
человека», «Природоведение», «Биология», «География».
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании

первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей,
существующих между миром природы и человека.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать,
анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи
между природными явлениями и жизнью человека.
Образовательная область «Искусство» представлена предметами «музыка» и «рисование».
Музыка — учебный предмет, предназначенный для формирования у учащихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в
области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к
музыкальной деятельности.
Цель — приобщение к музыкальной культуре учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи учебного предмета «Музыка»:
накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного
опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными
исполнительскими умениями).
- приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального
искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов,
самостоятельной музыкальной деятельности и др.
- развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение
собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной
музыкально деятельности.
- формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации
обыденной жизни и праздника.
развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов,
певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Рисование. Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии
личности учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе
приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и
искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и
специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке,
аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета,
его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации,
лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной
жизни.
Коррекция недостатков психического и физического развития учащихся на уроках
изобразительного искусства заключается в коррекции познавательной деятельности, ручной
моторики, улучшения зрительно-двигательной координации, развитии аналитических
способностей, зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления,
представления и воображения.
Образовательная область «Физическая культура» (Адаптивная физическая
культура) представлена предметом «Физическая культура».
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе
приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития,
расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
Образовательная область «Технология» представлена предметом «Ручной труд».
Основная цель изучения предмета «Ручной труд» заключается во всестороннем развитии
личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему
профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных
возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений
на основе предметно-преобразующей деятельности.
Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных
особенностей, которая предусматривает коррекцию познавательной деятельности учащихся,
ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации, развитие аналитикосинтетической деятельности.
Коррекционно-развивающая область представлена коррекционными занятиями, которые
включают логопедические и психокоррекционные занятия и ритмикой.
Логопедические занятия. Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекциии
развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической),
дсвязной речи; формировании навыков вербальной коммуникации.
Психокоррекционные занятия. Цель психокорреционных занятий заключается вприменении
разных форм взаимодействия с учащимися, направленными на преодоление или ослабление
проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных
отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения.
Предмет Ритмика. Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности
ребенка в процессе восприятия музыки. На занятиях ритмикой осуществляется коррекция
недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается
средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и
речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков
здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Формы промежуточной аттестации.
В соответствии с требованием Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение учащимися социальными (жизненными)
компетенциями,
необходимыми
для
решения
практико-ориентированных
задач
и
обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных
средах.
Предметные результаты связаны с овладением учащимися содержанием каждой предметной
области и характеризуют достижения учащихся в усвоении знаний и умений, способность их
применять в практической деятельности.
Обучающиеся по итогам учебного года при успешном освоении адаптированной основной
общеобразовательной программы, по решению педагогического совета, переводятся в следующий
класс.

Учебный план по реализации
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Вариант 6.3.
Учебный план
АООП начального общего образования обучающихся с НОДА с интеллектуальными
нарушениями (вариант 6.3) недельный
Количество часов в неделю
подг
Учебные
Предметные
II
IV
I
III
Всего
предметы
области

Обязательная часть
Язык
Русский язык
и речевая
практика
Математика
Естествозна
ние
Искусство
Технология
Физическая
культура

4

4

4

4

4

20

Чтение

4

4

4

4

4

20

Речевая практика
Математика

1
4

1
4

1
4

1
4

1

4

5
20

1

1

2

2

2

8

1
1
1
3

1
1
1
3

1
1
2
3

1
1
2
3

1
1
2

3

5
5
8
15

20

22

22

22

Мир человека
природы
Музыка
Рисование
Технология
Адаптивная
физическая
культура

и

Итого:
Часть учебного плана, формируемая
участниками образовательного процесса
при 5-дневной неделе
Предельно допустимая аудиторная учебная
нагрузка при 5-дневной учебной неделе

20

106

1

1

1

1

1

21

21

23

23

23

10

10

10

10

10

50

коррекционно-развивающая работа:

5

5

5

5

5

25

Индивидуальные и групповые коррекционноразвивающие занятия

5

5

5

5

5

25

Внеурочная деятельность

5

111

Предметные
области

Учебные предметы
Классы

Обязательная часть
Язык
и
Русский язык
речевая практика Чтение
(Литературное чтение)
Математика
Математика
Информатика
Естествознание
Природоведение
Биология
География
Человек и
Мир истории
общество
История Отечества
Основы социальной жизни
Искусство
Музыка
Рисование
Профильный труд
Технология
Адаптивная физическая
Физическая
культура
культура
Итого:

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений при 5- дневной
неделе
Адаптивная физическая культура
Предельно допустимая аудиторная учебная
нагрузка при 5-дневной учебной
неделе
Внеурочная деятельность:
коррекционно-развивающая
область (индивидуальные и
групповые коррекционно- развивающие
занятия)
Педагог- психолог
Учитель логопед
Разговоры о важном
Россия- мои горизонты
Итого:

Количество часов
VIII

IX

Всего

4

4

4

20

4

4

4

4

20

4
2
2
1
2
6
2

4
2
2
2
2
6
2

3
1
2
2
2
2
7
2

3
1
2
2
2
2
7
2

3
1
2
2
2
2
7
2

17
3
4
6
8
2
6
10
1
2
33
10

27

28

29

29

29

142

2

2

1

1

1

7

1
29

1
30

1

1

1

3

30

30

30

149

4

4

4

4

4

20

2
2
1
1
6

2
2
1
1
6

2
2
1
1
6

2
2
1
1
6

2
2
1
1
6

10
10
5
1
30

V

VI

4

4

4

VII

Общий объем учебной нагрузки составляет 5 066 часов за 5 учебных лет при 5-дневной
учебной неделе (34 учебных недели в году).
Организация промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация по итогам года проводится с 12 по 26 мая 2026г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».