Учебный план общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1)_2025-2026

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»

Приложение к адаптированной
основной общеобразовательной программе
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

Учебный план
общего образования
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями
(вариант 1)

на 2024-2025учебный год

Учебный план общего образования обучающихся с интеллектуальными
нарушениями (вариант 1) МБОУ «СОШ №2» на 2025-2026 учебный год (далее – Учебный
план) определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по
периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин, формы промежуточной
аттестации.
Учебный план формируется в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" ( с изменениями);
Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.12.2014 № 1599 (далее - ФГОС УО);
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 № 1026 ( далее – ФАООП УО);
Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 №28 (далее - СП 2.4.3648-20);
Санитарных правил и норм СанПин 12.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденных постановлением государственного
санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 (далее - СанПин 12.3685-21);
приказа Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного
срока использования исключенных учебников» (зарегистрировано в Минюсте
России 01.11.2022 № 70799);
перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;
Устава МБОУ «СОШ №2».
Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и
распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
формы промежуточной аттестации обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Учебный план включает этапы обучения:
1 этап – 1 - 4 классы (1 дополнительный 1-4 классы), для тех обучающихся с
интеллектуальными гарушениями, которые оказываются неготовыми к школьному
обучению, обучение пролонгируется на один год за счет введения дополнительного первого
класса;
2 этап – 5-9 классы;
3 этап – 10-12 классы.
Выбор вариантов сроков обучения осуществляется Школой самостоятельно с
учетом: особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них
готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей;
наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и материальнотехнические).

В 2025-2026 учебном году реализуется 1 и 2 этап обучения. Срок обучения по
адаптированной основной общеобразовательной программе образования составляет 9 лет.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть. Учебный план включает обязательные предметные области:
Язык и речевая практика
Математика
Естествознание
Человек и общество
Искусство
Физическая культура
Технология.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Представлена элективным курсом «Адаптивная физическая культура» во 2-9
классах, направленного на формирование элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях. Выбор курсов осуществляется исходя из психофизических особенностей
обучающихся, индивидуальной программы реабилитации.
Содержание всех учебных предметов и курсов имеет ярко выраженную
коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых
образовательных потребностей обучающихся. Кроме того, с целью коррекции недостатков
психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит
коррекционно-развивающая область.
«Коррекционно-развивающая область»
Коррекционно-развивающая область представлена курсами: коррекционноразвивающие занятия (логопедические и психокоррекционные).
Основные задачи реализации содержания коррекционных курсов:
Логопедические занятия (включая коррекцию и развитие познавательной
деятельности). Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорнодиалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об
окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения
слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и
совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция
недостатков письменной речи (чтения и письма).
Психокоррекционные занятия. Формирование учебной мотивации, стимуляция
сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация
психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я»,
повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков
самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование
продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение
социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального
поведения.
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не
учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но
учитывается при определении объемов финансирования. Всего на коррекционноразвивающую область отводится от 5 до 6 часов в неделю. Выбор курсов для
индивидуальных
и
подгрупповых
занятий
осуществляется
исходя
из
психофизическихособенностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями на
основании заключения психолого-педагогической медико-социальной комиссии и
индивидуальной программы реабилитации. Индивидуальные занятия проводятся в течение
учебного дня и во внеурочное время.
Неотъемлемой частью учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности

(нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является
неотъемлемой частью образовательного процесса. На курсы внеурочной деятельности
отводится до 4 часов в неделю в каждом классе: «Разговоры о важном», «Россия- мои
горизонты» и т.д.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП
определяется расписанием занятий.
Срок освоения АООП обучающимися с интеллектуальными нарушениями: 9-13 лет.
Количество учебных занятий составляет за 9 учебных лет не более 8 377 часов, за 12 лет
– не более 11 845 часов, за 13 лет не более 12 538 часов.
Формы промежуточной аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов
освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных
образовательной программой, проведение диагностики состояния образовательного
процесса и основных результатов образовательной деятельности за учебный год.
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу,
дисциплине, модулю по итогам учебного года во 2-9 классах. Определены следующие
формы промежуточной аттестации:
Предметные
области

Учебные предметы

Формы промежуточной аттестации

Среднее арифметическое отметок за четверти с
учетом степени значимости отметок за тематические
Русский язык
проверочные работы, зафиксированных в классном
журнале.
Среднее арифметическое отметок за четверти с
Язык
и Чтение
учетом степени значимости отметок за тематические
(литературное
чтение)
речевая
проверочные работы, зафиксированных в классном
практика
журнале.
Среднее арифметическое отметок за четверти с
Речевая практика
учетом степени значимости отметок за тематические
проверочные работы, зафиксированных в классном
журнале.
Среднее арифметическое отметок за четверти с
Математика
Математик
учетом степени значимости отметок за тематические
а
проверочные работы, зафиксированных в классном
журнале.
Среднее арифметическое отметок за четверти с
Информатика
учетом степени значимости отметок за тематические
проверочные работы, зафиксированных в классном
журнале.
природы
и Среднее арифметическое отметок за четверти с
Естествозна Мир
учетом степени значимости отметок за тематические
человека
ние
проверочные работы, зафиксированных в классном
журнале..
Среднее арифметическое отметок за четверти с
Природоведение
учетом степени значимости отметок за тематические
проверочные работы, зафиксированных в классном
журнале.

Биология

География

Среднее арифметическое отметок за четверти с
учетом степени значимости отметок за тематические
проверочные работы, зафиксированных в классном
журнале.
Среднее арифметическое отметок за четверти с
учетом степени значимости отметок за тематические
проверочные работы, зафиксированных в классном
журнале.

Человек и Основы
жизни
общество

социальной Среднее арифметическое отметок за четверти с

учетом степени значимости отметок за тематические
проверочные работы, зафиксированных в классном
журнале.
Среднее арифметическое отметок за четверти с
Мир истории
учетом степени значимости отметок за тематические
проверочные работы, зафиксированных в классном
журнале.
Среднее арифметическое отметок за четверти с
История Отечества
учетом степени значимости отметок за тематические
проверочные работы, зафиксированных в классном
журнале.
Основы безопасности Среднее арифметическое отметок за четверти с
жизнедеятельности и учетом степени значимости отметок за тематические
проверочные работы, зафиксированных в классном
защиты Родины
журнале.
Среднее арифметическое отметок за четверти с
Музыка
Искусство
учетом степени значимости отметок за тематические
проверочные работы, зафиксированных в классном
журнале.
Среднее арифметическое отметок за четверти с
Рисование
учетом степени значимости отметок за тематические
(изобразительное
проверочные работы, зафиксированных в классном
искусство)
журнале.
Среднее арифметическое отметок за четверти с
Физическая Адаптивная
учетом степени значимости отметок за тематические
физическая культура
культура
проверочные работы, зафиксированных в классном
журнале.
Среднее арифметическое отметок за четверти с
Технология Ручной труд
учетом степени значимости отметок за тематические
проверочные работы, зафиксированных в классном
журнале.
Среднее арифметическое отметок за четверти с
Профильный труд
учетом степени значимости отметок за тематические
проверочные работы, зафиксированных в классном
журнале.
ЭК «Безопасность жизнедеятельности Зачетная система

и защиты Родины»
Порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации
обучающихся в МБОУ «СОШ № 2» регулирует «Положение о формах, периодичности и
порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся».

Учебный план общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( 1 вариант)
Предметные
области

Язык и речевая
практика

Этап обучения
Класс
Учебные предметы
Русский язык

Количество часов
1 этап
I
II
III
IV

Всего
V

Количество часов
2 этап
VI
VII
VIII

Всего
IX

3

3

3

3

12

4

4

4

4

4

20

3
2
3

4
2
4

4
2
4

4
2
4

4

4

4

4

4

4

3
1

3
1

3
1

2

1

1

1

2

2
2
2
2

2
2
2

2
2
2

2

2

2

2

1

1

1

15
8
15
0
5
0
0
0
0
0
0
5

4

Искусство

Чтение (Литературное чтение)
Речевая практика
Математика
Информатика
Мир природы и человека
Природоведение
Биология
География
Основы социальной жизни
Мир истории
История Отечества
Музыка

1

20
0
17
3
0
4
6
8
10
2
6
1

1

1

1

1

4

2

2

Физическая
культура

Рисование (изобразительное
искусство)
Адаптивная физическая
культура

3

3

3

3

12

3

Технология

Ручной труд

2

1

1

1

5

20

0
81

Математика
Естествознание

Человек и
общество

Профильный труд
Итого

21

20

20

2

2
2
2

3

3

3

3

10
0

6
27

6
28

6
28

8
31

8
31

32
141

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:
Практикум по развитию речи (электив)

0

1

1

1

3

0

1

1

1

3

1

1

1

Практикум по информатике (электив)

2

2

5

1

1

5

1

1

Всего часов в неделю

21

21

21

21

84

28

29

29

33

33

152

Учебные недели
Всего часов в год

33
693

34
714

34
714

34
714

135
2835

34
952

34
986

34
986

34
1122

34
1122

170
4964

6

6

6

6

20

4

4

4

4

4

20

2

2

2

2

12

2

2

2

2

2

10

Занятия с учителем-логопедом

2

2

2

2

8

2

2

2

2

2

10

Занятия с учителем-дефектологом

2
33

2
34

2
34

2
34

8
135

2

0

0

0

0

34

34

34

34

34

2
170

198

204

204

204

810

136

136

136

136

136

680

Коррекционно-развивающая
область:

Коррекционные занятия с психологом

Учебные недели
Всего часов коррекционно-развивающей области
за год
Курсы внеурочной деятельности:

2

2

2

2

2

2

2

2

10

1
1

1
1

1
1

1
1

8
4
4

2

Разговоры о важном
Россия- мои горизонты

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

5
5

Всего часов внеурочной деятельности

68

68

68

68

272

68

68

68

68

68

340


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».