Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Приложение к адаптированной
основной общеобразовательной программе
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Учебный план
общего образования
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями
(вариант 1)
на 2024-2025учебный год
Учебный план общего образования обучающихся с интеллектуальными
нарушениями (вариант 1) МБОУ «СОШ №2» на 2025-2026 учебный год (далее – Учебный
план) определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по
периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин, формы промежуточной
аттестации.
Учебный план формируется в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" ( с изменениями);
Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.12.2014 № 1599 (далее - ФГОС УО);
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 № 1026 ( далее – ФАООП УО);
Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 №28 (далее - СП 2.4.3648-20);
Санитарных правил и норм СанПин 12.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденных постановлением государственного
санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 (далее - СанПин 12.3685-21);
приказа Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного
срока использования исключенных учебников» (зарегистрировано в Минюсте
России 01.11.2022 № 70799);
перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;
Устава МБОУ «СОШ №2».
Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и
распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
формы промежуточной аттестации обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Учебный план включает этапы обучения:
1 этап – 1 - 4 классы (1 дополнительный 1-4 классы), для тех обучающихся с
интеллектуальными гарушениями, которые оказываются неготовыми к школьному
обучению, обучение пролонгируется на один год за счет введения дополнительного первого
класса;
2 этап – 5-9 классы;
3 этап – 10-12 классы.
Выбор вариантов сроков обучения осуществляется Школой самостоятельно с
учетом: особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них
готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей;
наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и материальнотехнические).
В 2025-2026 учебном году реализуется 1 и 2 этап обучения. Срок обучения по
адаптированной основной общеобразовательной программе образования составляет 9 лет.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть. Учебный план включает обязательные предметные области:
Язык и речевая практика
Математика
Естествознание
Человек и общество
Искусство
Физическая культура
Технология.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Представлена элективным курсом «Адаптивная физическая культура» во 2-9
классах, направленного на формирование элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях. Выбор курсов осуществляется исходя из психофизических особенностей
обучающихся, индивидуальной программы реабилитации.
Содержание всех учебных предметов и курсов имеет ярко выраженную
коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых
образовательных потребностей обучающихся. Кроме того, с целью коррекции недостатков
психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит
коррекционно-развивающая область.
«Коррекционно-развивающая область»
Коррекционно-развивающая область представлена курсами: коррекционноразвивающие занятия (логопедические и психокоррекционные).
Основные задачи реализации содержания коррекционных курсов:
Логопедические занятия (включая коррекцию и развитие познавательной
деятельности). Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорнодиалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об
окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения
слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и
совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция
недостатков письменной речи (чтения и письма).
Психокоррекционные занятия. Формирование учебной мотивации, стимуляция
сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация
психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я»,
повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков
самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование
продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение
социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального
поведения.
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не
учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но
учитывается при определении объемов финансирования. Всего на коррекционноразвивающую область отводится от 5 до 6 часов в неделю. Выбор курсов для
индивидуальных
и
подгрупповых
занятий
осуществляется
исходя
из
психофизическихособенностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями на
основании заключения психолого-педагогической медико-социальной комиссии и
индивидуальной программы реабилитации. Индивидуальные занятия проводятся в течение
учебного дня и во внеурочное время.
Неотъемлемой частью учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
(нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является
неотъемлемой частью образовательного процесса. На курсы внеурочной деятельности
отводится до 4 часов в неделю в каждом классе: «Разговоры о важном», «Россия- мои
горизонты» и т.д.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП
определяется расписанием занятий.
Срок освоения АООП обучающимися с интеллектуальными нарушениями: 9-13 лет.
Количество учебных занятий составляет за 9 учебных лет не более 8 377 часов, за 12 лет
– не более 11 845 часов, за 13 лет не более 12 538 часов.
Формы промежуточной аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов
освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных
образовательной программой, проведение диагностики состояния образовательного
процесса и основных результатов образовательной деятельности за учебный год.
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу,
дисциплине, модулю по итогам учебного года во 2-9 классах. Определены следующие
формы промежуточной аттестации:
Предметные
области
Учебные предметы
Формы промежуточной аттестации
Среднее арифметическое отметок за четверти с
учетом степени значимости отметок за тематические
Русский язык
проверочные работы, зафиксированных в классном
журнале.
Среднее арифметическое отметок за четверти с
Язык
и Чтение
учетом степени значимости отметок за тематические
(литературное
чтение)
речевая
проверочные работы, зафиксированных в классном
практика
журнале.
Среднее арифметическое отметок за четверти с
Речевая практика
учетом степени значимости отметок за тематические
проверочные работы, зафиксированных в классном
журнале.
Среднее арифметическое отметок за четверти с
Математика
Математик
учетом степени значимости отметок за тематические
а
проверочные работы, зафиксированных в классном
журнале.
Среднее арифметическое отметок за четверти с
Информатика
учетом степени значимости отметок за тематические
проверочные работы, зафиксированных в классном
журнале.
природы
и Среднее арифметическое отметок за четверти с
Естествозна Мир
учетом степени значимости отметок за тематические
человека
ние
проверочные работы, зафиксированных в классном
журнале..
Среднее арифметическое отметок за четверти с
Природоведение
учетом степени значимости отметок за тематические
проверочные работы, зафиксированных в классном
журнале.
Биология
География
Среднее арифметическое отметок за четверти с
учетом степени значимости отметок за тематические
проверочные работы, зафиксированных в классном
журнале.
Среднее арифметическое отметок за четверти с
учетом степени значимости отметок за тематические
проверочные работы, зафиксированных в классном
журнале.
Человек и Основы
жизни
общество
социальной Среднее арифметическое отметок за четверти с
учетом степени значимости отметок за тематические
проверочные работы, зафиксированных в классном
журнале.
Среднее арифметическое отметок за четверти с
Мир истории
учетом степени значимости отметок за тематические
проверочные работы, зафиксированных в классном
журнале.
Среднее арифметическое отметок за четверти с
История Отечества
учетом степени значимости отметок за тематические
проверочные работы, зафиксированных в классном
журнале.
Основы безопасности Среднее арифметическое отметок за четверти с
жизнедеятельности и учетом степени значимости отметок за тематические
проверочные работы, зафиксированных в классном
защиты Родины
журнале.
Среднее арифметическое отметок за четверти с
Музыка
Искусство
учетом степени значимости отметок за тематические
проверочные работы, зафиксированных в классном
журнале.
Среднее арифметическое отметок за четверти с
Рисование
учетом степени значимости отметок за тематические
(изобразительное
проверочные работы, зафиксированных в классном
искусство)
журнале.
Среднее арифметическое отметок за четверти с
Физическая Адаптивная
учетом степени значимости отметок за тематические
физическая культура
культура
проверочные работы, зафиксированных в классном
журнале.
Среднее арифметическое отметок за четверти с
Технология Ручной труд
учетом степени значимости отметок за тематические
проверочные работы, зафиксированных в классном
журнале.
Среднее арифметическое отметок за четверти с
Профильный труд
учетом степени значимости отметок за тематические
проверочные работы, зафиксированных в классном
журнале.
ЭК «Безопасность жизнедеятельности Зачетная система
и защиты Родины»
Порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации
обучающихся в МБОУ «СОШ № 2» регулирует «Положение о формах, периодичности и
порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся».
Учебный план общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( 1 вариант)
Предметные
области
Язык и речевая
практика
Этап обучения
Класс
Учебные предметы
Русский язык
Количество часов
1 этап
I
II
III
IV
Всего
V
Количество часов
2 этап
VI
VII
VIII
Всего
IX
3
3
3
3
12
4
4
4
4
4
20
3
2
3
4
2
4
4
2
4
4
2
4
4
4
4
4
4
4
3
1
3
1
3
1
2
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
15
8
15
0
5
0
0
0
0
0
0
5
4
Искусство
Чтение (Литературное чтение)
Речевая практика
Математика
Информатика
Мир природы и человека
Природоведение
Биология
География
Основы социальной жизни
Мир истории
История Отечества
Музыка
1
20
0
17
3
0
4
6
8
10
2
6
1
1
1
1
1
4
2
2
Физическая
культура
Рисование (изобразительное
искусство)
Адаптивная физическая
культура
3
3
3
3
12
3
Технология
Ручной труд
2
1
1
1
5
20
0
81
Математика
Естествознание
Человек и
общество
Профильный труд
Итого
21
20
20
2
2
2
2
3
3
3
3
10
0
6
27
6
28
6
28
8
31
8
31
32
141
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:
Практикум по развитию речи (электив)
0
1
1
1
3
0
1
1
1
3
1
1
1
Практикум по информатике (электив)
2
2
5
1
1
5
1
1
Всего часов в неделю
21
21
21
21
84
28
29
29
33
33
152
Учебные недели
Всего часов в год
33
693
34
714
34
714
34
714
135
2835
34
952
34
986
34
986
34
1122
34
1122
170
4964
6
6
6
6
20
4
4
4
4
4
20
2
2
2
2
12
2
2
2
2
2
10
Занятия с учителем-логопедом
2
2
2
2
8
2
2
2
2
2
10
Занятия с учителем-дефектологом
2
33
2
34
2
34
2
34
8
135
2
0
0
0
0
34
34
34
34
34
2
170
198
204
204
204
810
136
136
136
136
136
680
Коррекционно-развивающая
область:
Коррекционные занятия с психологом
Учебные недели
Всего часов коррекционно-развивающей области
за год
Курсы внеурочной деятельности:
2
2
2
2
2
2
2
2
10
1
1
1
1
1
1
1
1
8
4
4
2
Разговоры о важном
Россия- мои горизонты
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
5
Всего часов внеурочной деятельности
68
68
68
68
272
68
68
68
68
68
340