Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Приложение к адаптированной
основной общеобразовательной
программе основного общего
образования обучающихся с задержкой
психического развития
Учебный план
обучающихся с задержкой
психического развития
(вариант 7)
на 2025-2026 учебный год
Артёмовский муниципальный округ, Свердловская область, 2025
Учебный план основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7)
на 2025-2026 учебный год
Учебный план основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития (далее - Учебный план ООО ЗПР) определяет перечень, трудоемкость, последовательность
и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации
обучающихся при получении основного общего образования. Учебный план ООО ЗПР обеспечивает
реализацию требований ФГОС, определяет учебную нагрузку в соответствии с требованиями к
организации образовательной деятельности к учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе,
предусмотренными
Гигиеническими
нормативами
и
Санитарно-эпидемиологическими
требованиями, перечень учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей.
Учебный план ООО ЗПР формируется в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"(с
изменениями и дополнениями);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
- образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 31.05.2021 года № 287 (с изменениями);
- Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденной приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 ( с изменениями);
- Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28
(далее - СП 2.4.3648-20);
- Санитарных правил и норм СанПин 12.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2
(далее - СанПин 12.3685-21);
- приказа Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» (
с изменениями);
- перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.06.2016 № 699;
- Устава МБОУ «СОШ №2».
Учебный план ООО ЗПР состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть. Обязательная часть Учебного плана ООО включает учебные предметы
обязательные для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию
образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего
образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
В учебный план входят следующие обязательные для изучения предметные области и
учебные предметы:
Предметные области
Учебные предметы
Русский язык и литература
Русский язык,
Литература
Родной язык и родная литература
Родной язык (русский),
Родная литература (русская)*
Иностранные языки
Иностранный язык (английский),
Второй иностранный язык (немецкий)**
Математика и информатика
Математика,
Информатика
Общественно-научные предметы
История,
Обществознание,
География
Естественнонаучные предметы
Физика,
Химия,
Биология
Искусство
Изобразительное искусство,
Музыка
Технология
Труд (технология)
Физическая культура
Физическая культура
Основы безопасности и защиты Родины
Основы безопасности и защиты Родины
* Для Организаций, в которых языком образования является русский язык, изучение родного языка и родной
литературы из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской
Федерации осуществляется при наличии возможностей Организации и по заявлению обучающихся, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
** Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого Организацией, осуществляется по заявлению
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в Организации
необходимых условий.
В обязательной части Учебного плана ООО ЗПР предусматривается обязательное изучение
следующих предметных областей:
«Русский язык и литература». Представлена учебными предметами: русский язык и
литература. Изучение русского языка в 5 классе - 5 часов в неделю, в 6 классе - 6 часов в неделю, в
7 классе - 4 часа в неделю, в 8 и 9 классе – по 3 часа в неделю; изучение литературы с 5 по 6 класс3 часа в неделю,7- 8 классы 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю.
Предметная область «Родной язык и родная литература» изучение родного языка и родной
литературы из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик
Российской Федерации осуществляется при наличии возможностей Школы и по заявлению
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Предметная область «Иностранные языки» представлена учебными предметами:
Иностранный язык (английский) и Второй иностранный язык (немецкий). Учебный предмет
«Иностранный язык» изучается в объеме 3 часа в неделю с 5 по 9 класс. «Второй иностранный язык
(немецкий)» включаются в учебный план при наличии заявлений родителей (законных
представителей).
Предметная область «Математика и информатика». Учебный предмет "Математика"
предметной области "Математика и информатика" включает в себя учебные курсы "Алгебра",
"Геометрия", "Вероятность и статистика". Достижение обучающимися планируемых результатов
освоения программы основного общего образования по учебному предмету "Математика" в рамках
государственной итоговой аттестации включает результаты освоения рабочих программ учебных
курсов "Алгебра", "Геометрия", "Вероятность и статистика". Данная предметная область
представлена в учебном плане: математика, которая изучается 5 часов в неделю в 5-6 классах. В 79
классах введены учебные курсы: алгебра по 3 часа в неделю; геометрия по 2 часа в неделю;
вероятность и статистика по 1 часу в неделю; информатика по 1 часу в неделю.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
обязательна для изучения в соответствии с ФГОС ООО и предусматривает знание обучающимися
основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об
исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской
государственности, представлена учебным предметом «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» Изучение учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» вводится поэтапно, учебный предмет преподается с 5 по 9 класс, начиная с 2023-2024
учебного года. В 2024-2025 учебном году введен в 5,6 классах.
В предметную область «Общественно-научные предметы» входят учебные предметы:
«История» (включает учебные курсы История России и Всеобщая история), 2 часа в неделю с 5 по
9 класс, кроме того в 9 классе введен модуль «Введение в новейшую историю России» (14 часов);
«География» (1 час в неделю в 5-6 классах и по 2 часа в неделю в 7-9 классах), «Обществознание» в
6-9 классах по 1 часу в неделю.
Изучение предметной области «Естественно – научные предметы представлено учебными
предметами: «Биология» ( 5 - 7 классы по 1 часу в неделю; 8-9 классы по 2 часа в неделю); «Физика»
(7-8 классы по 2 часа в неделю, 9 класс – 3 часа); «Химия» (8-9 классы по 2 часа в неделю). Данные
учебные предметы изучаются на базовом уровне.
Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами - музыкой и
изобразительным искусством по 1 часу в неделю с 5 по 7 класс.
На учебный предмет «Труд (технология)» отведено по 2 часа в неделю в 5-6 классах и по 1
часу в неделю в 7-9 классе.
В рамках предметной области «Физическая культура» изучаются учебные предметы:
«Физическая культура» ("Адаптивная физическая культура") из расчета 2 часа в неделю в 5-9
классах. Для обучающихся с ЗПР, физическое развитие которых приближается или соответствует
возрастной норме, Школа по согласованию с родителями (их законными представителями)
обучающегося вправе делать выбор между учебным предметом "Физическая культура" и
"Адаптивная физическая культура".
В рамках предметной области «Основы безопасности и защиты Родины» изучается
учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины», вводится в 8-9 классе - 1 час в неделю.
Учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины» вводится с целью изучения вопросов,
связанных с обеспечением безопасности личности, общества и государства в повседневных
условиях, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, определяет
содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Часть, формируемая
участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных
предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся с целью удовлетворения различных интересов
обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании.
Учебный план предусматривает введение учебных курсов с учетом результатов изучения
интересов и потребностей обучающихся и их родителей (проведено анкетирование).
В часть, формируемую участниками образовательных отношений входит коррекционноразвивающая область. Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с
целью коррекции недостатков психофизического развития и социальной адаптации обучающихся.
Она обеспечивает реализацию дифференцированного подхода к удовлетворению особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленного диапазоном различий внутри
данной нозологической группы.
Дифференцированный подход находит отражение в индивидуализации содержания
специальных образовательных условий, определяемых на психолого-педагогическом консилиуме
Школы (ППк) применительно к каждому обучающемуся с ЗПР. По решению ППк Школа вправе
дополнять коррекционно-развивающую область курсами и коррекционно-развивающими
занятиями, необходимыми для преодоления или ослабления нарушения с учетом индивидуальных
особенностей обучающегося с ЗПР. Возможным является вариативность в выборе формы
проведения занятий (индивидуальная или групповая) и/или их чередование, а также их
количественное соотношение. На заседаниях ППк индивидуализируются содержание
коррекционно-развивающего курса специалистов и психолого-педагогического сопровождения,
коррекционные подходы в работе с обучающимся, объем коррекционно-развивающей помощи. При
необходимости разрабатывается индивидуальный учебный план, предусматривающий
удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающегося с ЗПР. На
коррекционную работу отводится не менее 5 часов в неделю на одного обучающегося в зависимости
от его потребностей (на основании заключения ПМПК). В коррекционноразвивающую область
включены коррекционные учебные курсы: логопедические занятия, психокоррекционные занятия,
коррекционные занятия по математике и русскому языку.
В коррекционно-развивающую область включена и внеурочная деятельность. В соответствии
с требованиями ФГОС ООО внеурочная деятельность организуется по направлениям развития
личности. В рамках программы внеурочной деятельности включены курсы, содержание которых
направлено на расширение надпредметного и метапредметного содержания учебного материала,
развитие познавательных интересов обучающихся, формирование умений проектирования (курс
«Творческая лаборатория» и «Функциональная грамотность».
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП ООО ЗПР
определяется расписанием занятий. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не
учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Режим работы в 5-9 классах - 5-дневная учебная неделя.
Как обязательная часть учебного плана, так и часть, формируемая участниками
образовательного процесса, может быть организована в различных формах: в форме урока, в форме
учебного исследования, учебного проекта, практикума, экскурсии, учебной практики и т.п.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
основного общего образования обучающихся
с задержкой психического развития (вариант 7)
( в соответствии с федеральным учебным планом ФАОП основного общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7)
учебные предметы
Предметные области
Обязательная часть
Русский язык и
литература
Иностранные языки
Математика и
информатика
5
6
7
8
9
Русский язык
Литература
5
3
6
3
4
2
3
2
3
3
21
13
3
3
3
3
3
15
5
5
Иностранный язык
(английский)
Математика
10
9
Алгебра
Геометрия
3
2
3
2
3
2
Вероятность и статистика
1
1
1
3
Информатика
1
1
1
3
2
2
3
13
География
Физика
3
1
3
1
2
2
Химия
0,5
1
1
2
2
2
3
2
8
2
2
4
2
7
1
1
1
2
Музыка
1
1
1
1
Изобразительное искусство
1
1
1
Труд (технология)
2
Физическая культура
(Адаптивная физическая
Физическая культура
2
культура)
Основы безопасности и Основы безопасности и
0
защиты Родины
защиты Родины
Итого: 27
Часть, формируемая участниками образовательных
2
отношений
учебные курсы:
Подвижные игры
1
2
2
1
1
2
2
2
2
Технология
Практическая математика
1
7
4
3
8
10
0
0
1
1
28
30
31
32,5
2
148,5
2
2
2
0,5
8,5
1
1
1
4
1
Практические задачи в геометрии
2
1
Практикум по информатике
Максимально допустимая недельная нагрузка,
предусмотренная действующими санитарными
правилами и гигиеническими нормативами (при
5-дневной неделе)
Учебные недели
6
0,5
Биология
Искусство
Всего часов
на уровень
классы
История
Модуль «Введение в
Общественно-научные новейшую историю России»
предметы
Обществознание
Естественно-научные
предметы
Количество часов в неделю
0,5
1
1,5
1
29
30
32
33
33
157
34
34
34
34
34
170
Всего часов за год
986
1020
1088
1122
1122
5338
Внеурочная деятельность (включая коррекционно- 10
развивающую область):
Коррекционно-развивающая область
5
Коррекционно-развивающие занятия:
5
Логопедические занятия (включая коррекцию и
1
развитие познавательной деятельности)
Психокоррекционные занятия
2
Коррекционные занятия по математике
1
Коррекционные занятия по русскому языку
1
10
10
10
10
50
5
5
5
5
5
5
5
5
25
25
1
1
1
1
5
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
10
5
5
Направления внеурочной деятельности
Учебные недели
5
34
5
34
5
34
5
34
5
34
25
170
Всего часов по внеурочной деятельности
340
(включая коррекционно-развивающую область) за
год:
Всего часов в неделю
39
340
340
340
340
1700
40
42
43
43
207
Всего часов за год
1326
1360
1428
1462
1462
7038
5
5
5
5
5
25
Итого
В 2025-2026 учебном году обучающиеся с задержкой психического развития по варианту 7
обучаются в общеобразовательных классах совместно с другими обучающимися.
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой,
проведение диагностики состояния образовательного процесса и основных результатов
образовательной деятельности за учебный год.
Формы промежуточной аттестации отражаются в учебном плане в соответствии с
методическими системами и образовательными технологиями, используемыми образовательной
организацией. Промежуточная аттестация для обучающихся с ЗПР может проводиться как в
общепринятых формах, так и в иных формах, учитывающих особенности обучающихся с ЗПР.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов накопленной
оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в классном
журнале.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной аттестации
освоения АООП ООО в иных формах. Специальные условия проведения текущей, промежуточной
(по итогам освоения АООП ООО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:
особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом
особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для
обучающихся опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР: упрощение формулировок по грамматическому
и семантическому оформлению; упрощение инструкции; дополнение письменной инструкции к
заданию, при необходимости, зачитыванием педагогическим работником инструкции вслух в
медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
адаптирование, при необходимости, текста задания с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое
отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и
семантическому оформлению);
предоставление, при необходимости, дифференцированной помощи: стимулирующей
(одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование
на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение
и разъяснение инструкции к заданию);
увеличение времени на выполнение заданий;
организация короткого перерыва (10–15 минут) при нарастании в поведении
обучающегося проявлений утомления, истощения;
недопущение негативных реакций со стороны педагогического работника, создания
ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию обучающегося.
Определены следующие формы промежуточной аттестации:
Учебные
Формы промежуточной аттестации
Предметные
предметы
области
Русский язык и
литература
Русский язык
Литература
Иностранные языки
Математика и
информатика
Среднее арифметическое отметок за четверти с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы,
зафиксированных в классном журнале.
Среднее арифметическое отметок за четверти с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы,
зафиксированных в классном журнале.
Иностранный язык
(английский)
Среднее арифметическое отметок за четверти с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы,
зафиксированных в классном журнале.
Второй
иностранный язык
(немецкий)*
Среднее арифметическое отметок за четверти с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы,
зафиксированных в классном журнале.
Математика
Среднее арифметическое отметок за четверти с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы,
зафиксированных в классном журнале.
Алгебра
Среднее арифметическое отметок за четверти с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы,
зафиксированных в классном журнале.
Геометрия
Среднее арифметическое отметок за четверти с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы,
зафиксированных в классном журнале.
Вероятность и
статистика
Среднее арифметическое отметок за четверти с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы,
зафиксированных в классном журнале.
Информатика
Среднее арифметическое отметок за четверти с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы,
зафиксированных в классном журнале.
Общественнонаучные История
предметы
Обществознание
Среднее арифметическое отметок за четверти с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы,
зафиксированных в классном журнале.
Среднее арифметическое отметок за четверти с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы,
зафиксированных в классном журнале.
География
Среднее арифметическое отметок за четверти с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы,
зафиксированных в классном журнале.
Физика
Среднее арифметическое отметок за четверти с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы,
зафиксированных в классном журнале.
Химия
Среднее арифметическое отметок за четверти с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы,
зафиксированных в классном журнале.
Биология
Среднее арифметическое отметок за четверти с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы,
зафиксированных в классном журнале.
Музыка
Среднее арифметическое отметок за четверти с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы,
зафиксированных в классном журнале.
Изобразительное
искусство
Среднее арифметическое отметок за четверти с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы,
зафиксированных в классном журнале.
Технология
Труд (технология)
Среднее арифметическое отметок за четверти с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы,
зафиксированных в классном журнале.
Основы
безопасности
защиты Родины
ОБЗР
Среднее арифметическое отметок за четверти с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы,
зафиксированных в классном журнале.
Физическая
культура
Среднее арифметическое отметок за четверти с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы,
зафиксированных в классном журнале.
Естественно научные
предметы
Искусство
и
Физическая культура
Порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации
обучающихся регулирует локальный акт образовательной организации «Положение о формах,
периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся».