Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Условия охраны здоровья обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в созданы в соответствииПриказом Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (с изменениями и дополнениями);
Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»соответствуют условиям охраны здоровья для всего контингента обучающихся.
Для получения качественного образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в МБОУ «СОШ №2» созданы специальные условия:
1. Разработаны адаптированные основные образовательные программы:
• Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
• Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
• Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
2. С целью психолого-педагогического сопровождения обучающихся создан психолого-педагогический консилиум (ППк). Для организации деятельности ППк в школе в начале учебного года оформляется приказ директора о создании ППк с утверждением его состава.
3. В штатном расписании МБОУ «СОШ №2» введены должности: педагог-психолог (1 единица); учитель – логопед (1 единица). Данные штатные единицы участвуют в реализации адаптированных образовательных программ и обеспечивают педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Кроме того,
• реализуют меры по поддержанию благоприятного психологического климата в школе,
• оказывают консультационную помощь обучающимся и родителям (законным представителям) обучающихся в вопросах воспитания, а также получения ими образования,
• оказывают педагогическую поддержку и помощь участникам образовательного процесса в вопросах реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся.
Конструктивные особенности здания школы не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.У входной двери в школу расположена табличка с шрифтом Брайля. Коридор школы оснащён тактильной мнемосхемой – специальным рельефным планом школьного здания, выполненного с применением шрифта по системе Брайля.
Площадь учебных помещений позволяет перемещаться на специализированных средствах передвижения. Классы оснащены большим количеством источников электропитания для подключения ТСО и интерактивного оборудования. В кабинетах имеются мультимедийные проекторы, интерактивные доски с комплектом программного обеспечения.
В школе создана материально-техническая база, позволяющая сохранять и поддерживать здоровье учащихся.
Оценка материально-технических условий:
Требования ФГОС, нормативных и локальных актов | Необходимо/ имеются в наличии |
Помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, | имеются в наличии |
Помещения для занятий моделированием и техническим творчеством | имеются в наличии |
Помещения (кабинеты, мастерские) для занятий музыкой и изобразительным искусством имеются в наличии | имеются в наличии |
Информационно-библиотечный центр с рабочими зонами, оборудованными читальным залом и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой | имеется в наличии |
Спортивные зал, спортивная площадка, оснащённые игровым, спортивным оборудованием и инвентарём | имеются в наличии |
Помещения для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающие возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков | Имеются в наличии |
Лицензированный медицинский кабинет | имеется в наличии |
Гардероб, санузлы | имеются в наличии |
В школе функционирует центр образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», деятельность которого направлена на формирование современных компетенций и навыков у обучающихся
https://shkola2art.uralschool.ru/?section_id=101
МБОУ «СОШ №2» сотрудничает с территориальными психолого-медико-педагогическими комиссиями (г.Реж, г.Ирбит) и центральной психолого-медико-педагогической Комиссией (Центр «Ресурс» г. Екатеринбург), осуществляющими комплексное психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся для определения образовательной программы обучения и маршрута их индивидуального развития.
5. В школе соблюдается исполнение рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий о создании специальных условий для получения образования обучающимся с ОВЗ, инвалидностью и ИПРА для детей-инвалидов: реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы, индивидуальные учебные планы обучающихся, для некоторых обучающихся организовано обучение на дому. Обучающиеся с задержкой психического развития обучаются совместно в общеобразовательных классах, в отдельном коррекционном классе
Все обучающиеся обеспечены учебниками, обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обеспечены специальными учебниками. Для обучающихся с ОВЗ (задержкой психического развития) и инвалидностью предусмотрена сдача государственной итоговой аттестации в форме государственного выпускного экзамена. Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сдают итоговую аттестацию.
Оборудованные учебные кабинеты
Количество оборудованных учебных кабинетов — 17, в том числе специализированных — 1 кабинет химии, 1 кабинет физики, 1 кабинет информатики, 2 кабинета технологии, 1 кабинет географии и ОБЖ, 1 кабинет музыки и ИЗО, 1 лингафонный кабинет иностранного языка, 1 кабинет математики, 2 кабинета русского языка и литературы, 1 кабинет психолога.
Кабинеты школы для реализации ФГОС НОО и ООО оснащены техническими средствами обучения, учебным оборудованием: в том числе интерактивных досок-12, mimio-1, мультимедийных проекторов — 19, МФУ — 18, документ камера — 1. В ОУ — 60 компьютеров, в том числе 19 учительских мест и 43 ученических места. Кабинет физики оснащен цифровой лабораторией. В начальных классах — «портативный» компьютерный класс-комплект на 25 ученических рабочих мест и место учителя.
Школа располагает необходимыми средствами обучения и воспитания, предназначенными для учащихся с ОВЗ и инвалидностью. В логопедическом кабинете имеются: логопедические тренажеры для коррекции устной и письменной речи, настенное зеркало и зеркала индивидуальные для проведения артикулярной гимнастики, пособия по обследованию речевого развития детей, по развитию внимания, памяти и логического мышления, формированию звукопроизношения, формированию фонематического восприятия и звукового анализа, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи, наборы логопедических игр, компьютерные логопедические программы, предназначенные для индивидуальных и групповых занятий с детьми .
Кабинет педагога-психолога оборудован: рабочим столом , столами для детей, компьютером, разнообразным материалом для проведения коррекционно -развивающей работы (дидактические и развивающие настольные игры).
В образовательном процессе школы используются следующие средства обучения и воспитания:
·печатные (учебники и учебные пособия, словари, художественная литература, хрестоматии, и т.д.);
·визуальные (зрительные): таблицы по истории, биологии, географии, физике, математике, русскому языку, английскому языку, литературе, технологии, химии; карты по истории, картины по русскому языку, литературе, портреты по всем учебным предметам, натуральные объекты по биологии, модели, муляжи по биологии, математике, физике, лабораторное оборудование по физике, химии, биологии;
·механические визуальные приборы: микроскопы;
·аудиальные (слуховые): магнитофоны, музыкальные центры;
·аудиовизуальные (зрительно-слуховые): звуковые фильмы;
·средства, автоматизирующие процесс обучения: компьютеры, мультимедийное оборудование, интерактивные доски.
Объекты для проведения практических занятий
В школе имеются помещения для занятий проектной деятельностью, необходимые для реализации учебной и внеурочной деятельности, помещения для занятий музыкой и изобразительным искусством, административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием, в том числе для организации учебного процесса с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. Для проведения уроков по предмету «Технология» оборудован специальный кабинет.Используются все объекты для проведения практических занятий школы
Практические занятия, внеурочная, досуговая деятельность и деятельность системы дополнительного образования в школе организована в оборудованных учебных кабинетах: кабинет информатики, кабинет физики, кабинет биологии и химии, кабинеты технологии, кабинет английского языка, кабинет истории, в спортивном зале, в музее с использованием всей материально-технической базы школы.
Учебно-лабораторное оборудование используется обучающимися 1-11-х классов, в том числе и лицами с ОВЗ.
Объекты для проведения практических занятий:
- кабинет химии, биологии;
- кабинет физики;
- кабинет информатики;
- кабинеты технологии
- кабинет английского языка
Школа располагает оборудованными объектами для проведения практических занятий, приспособленными для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе кабинеты психолога, логопеда.
Библиотека
Библиотечно-информационный центр (БИЦ) с фондохранилищем. Общая площадь БИЦ составляет 56,3 кв.м, рабочих мест в читальном зале — 8, рабочих мест, обеспеченных доступом в Интернет- 4. Библиотека обладает общим фондом 32207 экземпляров, в том числе 14080 учебно-методической литературы, справочной и художественной – 7702 экземпляра, 6 наименований периодических изданий; медиатека содержит 132 электронных носителей информации, имеет МФУ.
Материально-техническое оснащение ШИБЦ обеспечивает доступ учащихся и педагогов к учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях.
Ежегодно за счет средств областного бюджета образовательное учреждение приобретает учебники для освоения учащимися образовательных программ.
Школьная библиотека укомплектована не только учебной, но и дополнительной литературой: отечественной и зарубежной, классической и современной; научно-популярной и научно- технической; изданиями по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографической и периодическими изданиями, собраниями словарей; литературой по социальному и профессиональному самоопределению учащихся.
Доступ в библиотеку имеют обучающиеся 1-11- х классов, а также обучающиеся с ОВЗ.
В школе осуществлен доступ к информационно-коммуникационной сети Интернет для всех учащихся, в том числе с инвалидностью и ОВЗ. Доступ имеется во всех учебных кабинетах и библиотеке. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ "СОШ№2" и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
Объекты спорта
В школе создаются оптимальные условия для занятий спортом:
- Спортивный зал —291,25 кв.м.оснащен необходимым оборудованием и инвентарём по всем разделам учебной программы по физической культуре, в том числе для реализации программ дополнительного образования детей по физкультурно-спортивной направленности
- Футбольное поле – 4250 кв.м (футбольные ворота в количестве 2 ед)
- Беговая дорожка — 333 м
- Спортивная площадка 2250 кв.м (располагаются: яма для прыжков в длину, волейбольные площадка (1ед), рукоходы, сектор для метания учебной гранаты)
Средства обучения и воспитания
Школа оснащена средствами обучения и воспитания для реализации основных образовательных программ. Каждый учебный кабинет оборудован доской, мультимедийным проектором, АРМ учителя (компьютер (ноутбук), принтер или МФУ) с выходом в интернет. Имеются комплекты таблиц, учебно-лабораторного оборудования, коллекций и др.
— Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточные материалы и т.д.)
— Электронные образовательные ресурсы (мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
— Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.)
— Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
— Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
— Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)
— Спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи, лыжи и т.п.)
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В школе проведена локально-вычислительная сеть (ЛВС). К локальной сети подключены все компьютеры школы. Подключение осуществлено с помощью беспроводных сетевых технических средств. Доступ в интернет осуществляется по выделенному каналу связи. Активно используется «электронный дневник»https://jurnal.egov66.ru/loginдля осуществления оперативного информирования родителей о результатах учебной деятельности учащихся.
Одним из приоритетных направлений в деятельности школы является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества учебных занятий, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий). В кабинетах информатики 20 ноутбуков , которые имеют выход в Интернет. Скорость доступа до 2048 Кбит/с. Школьники имеют возможность работать в сети Интернет на уроках информатики и ежедневно в свободном доступе после 6 урока (с 14:00 до 16:00) в информационно-библиотечном центре. В свободное от уроков время каждый желающий (учитель или ученик) при помощи точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения учебных задач. В школе создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация: — о школе и её основных направлениях; — об истории и развитии школы и её традициях; — об учащихся; — о педагогических работниках. На сайте школы размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – документы регламентирующие работу школы и др.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Федеральный портал "Российское образование"
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Российский общеобразовательный портал
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для основного общего и среднего общего образования
Российский совет олимпиад школьников
Официальный информационный портал ЕГЭ
Официальный информационный портал ГИА
Обеспечение доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБОУ «СОШ №2» имеются:
- кнопка вызова персонала школы
- комплексная тактильная табличка азбука Брайля
- пандус.
Территория прилегающая к зданию участка доступна полностью всем, автостоянка и парковка.
В конструктивные особенности здания МБОУ «СОШ №2» предусмотрен пандус, обеспечивающий доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание, предусмотрена кнопка вызова сопровождающего лица из образовательной организации.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Во время проведения занятий где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, примененяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.
Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины преподавателями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, для информирования родителей имеется сайт школы, электронный дневник.
Форма проведения текущей и итоговой аттестации для инвалидов может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, в форме тестирования и т.п.). При необходимости проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Это:
· мультимедийные комплексы (проектор и экран),
· интерактивные доски,
· ноутбуки ученические,
· оборудование лингафонного кабинета,
· МФУ.